АППРОБАТИВНЫЕ ТЕОРИИ (лат, approbatio - одобрение, санкция) - теории морали, в к-рых происхождение, основание и смысловое значение нравственных понятий определяются исходя из того, что они санкционированы, утверждены чьим-либо авторитетом. Такое понимание нравственности есть не что иное, как теоретическое выражение морального авторитаризма. В зависимости от того, что именно рассматривается в качестве авторитета, различают А., т. трех видов: теологические, согласно к-рым единственным законодателем нравственности является воля бога, а добро есть то, что соответствует этой воле; психологические, согласно к-рым добро есть то, что одобряется моральным чувством (Нравственного чувства теории); социально-аппробативные, впервые развитые на рубеже XIX и XX вв. фр. социологами Э. Дюркгеймом и Л. Леви-Брюлем. Поставив перед собой цель развенчать догматизм в морали, в к-ром они обвинили почти все этические учения прошлого, Дюркгейм и Леви-Брюль подвергли критике традиционную т. зр. об объективном содержании моральных представлений - людей. Они указали на связь нравственных идей с об-вом, к-рое их выдвигает, на общественную природу морали. Вместе с тем Дюркгейм и Леви-Брюль не смогли до конца проследить источники нравственности, сведя весь смысл моральных понятий (добра, зла и др.) к выражению моральной санкции об-ва (те поступки, к-рые об-во одобряет, представляют собой добро, а те, к-рые об-во осуждает зло). Тем самым они ограничились утверждением самого поверхностного факта, того, что моральные представления являются формой общественного, или, "как они выражались, «коллективного», сознания. Хотя Дюркгейм и Леви-Брюль признавали на словах связь «коллективных представлений» с материальными условиями жизни об-ва, конечное основание нравственности они, тем не менее, усматривали в самих этих представлениях, что привело их к субъективистскому пониманию природы морали. В дальнейшем субъективистская тенденция в трактовке морали была развита мн. буржуазными социологами, а в этике - неопозитивизмом.
Источник: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/ethics/fc/slovar-192.htm#zag-9