БЫТА НРАВСТВЕННОСТЬ - одна из осн. сфер действия морали, распространяющаяся на всю область жизнедеятельности человека вне его производственной, политической, научной и всякой др. служебной и добровольно-общественной деятельности (Труда нравственность. Профессиональная этика). В первую очередь сюда относятся брачно-семейные отношения (Брачно-семейная мораль), личные взаимоотношения людей вне работы, поведение человека в общественных местах, удовлетворение личных потребностей, проведение отдыха. Марксистско-ленинской этике чуждо противопоставление области быта и общественно полезной деятельности человека. В сфере быта человек восстанавливает силы, развивает свои потребности и способности, усваивая содержание общественной культуры; воспитание подрастающих поколений, подготовка их к будущей общественной деятельности осуществляется в значительной мере в семье. Поэтому в своем быту человек, точно так же как и в общественно полезной деятельности, выступает в качестве социального существа, члена об-ва, подчиняется тем же самым социально-историческим законам и требованиям нравственности, хотя это и происходит в иной форме. Капиталистический способ производства приводит к взаимному отчуждению общественной и личной жизни человека. Наемный рабочий, по словам К. Маркса, только вне труда чувствует себя человеком Частный предприниматель выступает как бы в двух противоположных обликах: в деловых операциях поневоле в виде эгоиста, а в быту нередко в роли частного благотворителя по отношению к «ближним» (Альтруизм). Служащий и администратор-это «должностное лицо», исполнитель заданной функции на работе, и просто человек, «свободная личность» в частной жизни. С уничтожением частной собственности и обобществлением труда устраняется это уродливое расщепление жизнедеятельности людей и самого человека. Общественно полезный труд становится собственно человеческим призванием, а быт столь же общественной по своему значению жизнедеятельностью. Коммунистическая нравственность основывается на том, что моральный облик личности и коммунистические отношения формируются не только в процессе труда и общественной деятельности, но и в быту, в каждодневном общении людей вне работы, в зависимости от характера досуга, семейной обстановки и способа удовлетворения личных потребностей. Ее требования -уважение к людям, скромность, непримиримость к злу, честность, взаимопомощь и мн. др. в равной степени относятся и к быту. Это, однако, не означает, что в социалистическом об-ве быт человека должен подвергаться каждодневному публичному контролю, общественной регламентации, всеобщей гласности в той же мере, как трудовая и политическая деятельность. Наоборот, с развитием коммунистических отношений и ростом сознательности личность становится все более самостоятельной в решении повседневных моральных проблем, возникающих в быту. Коммунистическая нравственность отвергает чиновническо-бюрократическое отношение к моральным проблемам быта. Она допускает применение административных мер лишь в тех случаях, когда к.-л. злоупотребляет свободой в ущерб окружающим, когда имеет место нарушение принципов гуманизма в личных отношениях (уродливое воспитание детей, издевательство над членами семьи, хулиганство, алкоголизм и т. п.). Лишь после того, когда в упомянутых случаях исчерпаны все возможности личного воздействия, социалистическое об-во прибегает к публичному суду общественности и административным мерам. Именно потому, что в быту человек в значительно большей степени предоставлен самому себе и субъективно относится к нему как к своему личному делу, эта область имеет особое значение с т. зр. морали. К личной жизни в целом можно применить замечание К. Маркса относительно отношений полов: здесь поведение человека показывает, «насколько стала для человека природой человеческая сущность» (т. 42, с. 115), т. е. насколько общественные нормы нравственности усвоены человеком, стали его собственной природой, личной потребностью. По его отношению к окружающим в быту можно «судить о ступени общей культуры человека» (там же). Вот почему Коммунистическая партия, советская общественность уделяют огромное внимание процессам, происходящим в семье, в области быта и досуга людей. Здесь существует немало сложных проблем, решение к-рых связано с материальным и культурным прогрессом об-ва в целом. Необходимым условием складывания коммунистических отношений в быту является также целенаправленное, повседневное и всестороннее моральное воспитание людей, развитие личной сознательности, формирование у каждого моральных чувств и привычек, соответствующих требованиям коммунистической нравственности.
Источник: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/ethics/articles/8/byta-nravstvennost.htm