ГУМАНИЗМ (лат. humanus-человечный) - принцип мировоззрения (в т ч. и нравственности), в основе к-рого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея в праве человека на счастье и о той, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью об-ва. Этот принцип сложился на базе широкого идейного течения, возникшего в эпоху Возрождения и явившегося выражением борьбы «третьего сословия» (буржуазии, ремесленников и крестьянства) против господства феодальной аристократии, духовенства, средневеково-религиозной идеологии. В противовес религиозно-аскетическому пониманию человека и морали (Религиозная мораль, Аскетизм, Грех) гуманисты (Ф. Петрарка, Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Монтень, ф. Бэкон, У. Шекспир и др.) провозглашают человека венцом природы, центром мироздания. В человеке, с их т. зр., должны гармонически сочетаться естественное и духовное начала; он имеет право на счастье в земной жизни, и его «естественное» стремление к наслаждению и счастью должно стать основой нравственности (Гедонизм, Эвдемонизм). В противовес религиозному толкованию мораль понимается ими как осуществление мирских целей -освобождения человека от всякого социального и духовного гнета, избавления его от несправедливости, пороков и невежества, совершенствования человеческой личности, достижения людьми полного благополучия в материальном и духовном отношении. Гуманисты придают большое значение разуму человека » требуют подчинить чувственные побуждения его контролю. Почти с самого начал» в Г. выделяются два осн. течения. Буржуазные гуманисты ставят в центре своего рассмотрения отдельную личность. Основой человеческою благополучия и свободы они считают незыблемость частной собственности. Их попытка примирить общественные и личные интерес» индивида в буржуазном об-ве выразилась в учении «разумного эгоизма» (Эгоизма теории). Второе направление выражало устремления трудящихся Его сторонники -? ? о в о з в е с т н и-ии· утопического социализма (Т- Мор, Т. Кампанелла, Т. Мюнцер) -ставят вопрос об имущественном равенстве или даже об уничтожении частной собственности как о необходимо* условии освобождения человека » избавления его от моральных та-роков. Решение проблемы соотношения потребностей личности » ее обязанностей перед об-вом она видят в труде, к-рый должен стать не только обязанностью каждвгв, но и источником наслаждения » счастья людей. Традиция утопического социализма получила дальнейшее развитие в труда» Оуэна, Сен-Симона, Фурье и ру<. революционных демократов - Белинского, Добролюбова, Чернышевского.
Источник: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/ethics/articles/12/gumanizm.htm