ОБЩЕНИЕ - одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря к-рой «индивиды как физически, так и духовно творят друг друга...» (Маркс К; Энгельс Ф-, т. 3, с. 36). Люди не могут нормально жить, обмениваться опытом, трудовыми и бытовыми навыками, не контактируя друг с другом и не влияя друг на друга. По словам Ф. Энгельса, «занимаясь самим собой, человек только в очень редких случаях, и отнюдь не с пользой для себя и для других, удовлетворяет свое стремление к счастью» (т. 21, с. 297). В процессе О. люди не только формируют свои представления о мире, вырабатывают взаимопонимание, находят «общий язык». О.-это одновременно обмен действиями, поступками, мыслями и чувствами, переживаниями с др. людьми, а также обращение человека к самому себе ·-к собственной душе, воспоминаниям, совести, мечтам. Для культурно развитого человека О. становится потребностью, его отсутствие воспринимается как тяжкая, невосполнимая утрата. «Тайна» О. состоит в стремлении и умении жить с др. людьми и согласии и доброжелательстве, щедро делясь с ними богатством собственной души, сердца. Человеческий, общественный смысл подобной самоотдачи определил К. Маркс: «...ощущать потребиость в том величайшем богатстве, каким является другой человек» (т. 42, с. 125), для того чтобы «чувства и наслаждения других людей стали моим собственным достоянием» (там же, с. 121). О. - одновременно процесс воспитания и самовоспитания, в к-ром без дидактики а морализи-рования люди воздействуют друг на друга. Поэтому так важен вопрос о его нравственном смысле и культурных формах-Подлинно человеческое О. - форма творчества, помогающая выявить я раскрыть лучшие стороны личности. Оио строится на уважении достоинства др. человека, соблюдении выработанных человечеством простых норм нравственности, привычек и т, п. Элементарная, казалось бы, привычка приветствовать при встрече друг друга имеет глубокий смысл, означая радость, что видишь знакомого или близкого человека здоровым, выражение расположения, симпатии и т. д. И не случайно у мн. народов приветствие представляет собой ритуал, церемонию. Наиболее содержательное, емкое и выразительное средство человеческого О. - слово, речь. Умение говорить и слушать, вести беседу - важное условие взаимопонимания, проверки истинности или ложности своих мнений, представлений. Но есть и «немой язык» человеческих чувств - взгляд, жест, к-рый может быть приветливым и обидным, красивым и вульгарным, выразить симпатию или антипатию к человеку; поза, манера держаться в разговоре, на трибуне и т. д. также характеризуют культуру, воспитанность человека. Жанр, способ и средства О. имеют нравственный, гуманистический смысл, поскольку раскрывают,· насколько развита в человеке способность поставить себя на место и в положение др. людей. Формирование и совершенствование потребности в О. с др. людьми - важная задача нравственного воспитания в условиях социалистического, коллективистского об-ва и одновременно гарантия правильной направленности в развитии общительности» культуры О.
Источник: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/ethics/fc/slovar-206.htm