СТРАХ - кратковременная эмоция или устойчивое чувство, порождаемые у человека действительной или воображаемой опасностью. Как психологическое явление С., причины к-рого у индивида носят врожденный или социокультурный характер, выражается в тревожных и мучительных переживаниях, в испуге, ужасе, панике, а также в действиях (стихийных или сознательных), направленных на самосохранение. Когда С. приводит к утрате контроля человека над собой, к поступкам, противоречащим требованиям нравственности, он расценивается моральным сознанием как трусость. И наоборот, преодоление человеком чувства С. характеризуется как смелость, мужество. С. может выступать как устойчивая черта сознания не только личности, но и социальных групп и об-ва в целом. Ужас перед неизвестным испытывал, напр., первобытный человек, к-рый практически находился во власти законов природы и не в состоянии был контролировать их. Социализация чувства С. протекает по-разному в различных условиях микро- и макросреды, но интенсивно оно воспроизводится в об-ве угнетения, бесправия, отчуждения. При капитализме С. перед будущим у трудящихся вызывается растущей необеспеченностью существования, а у частного предпринимателя - угрозой разорения. С. перед грядущим - типичная черта сознания исчезающих в ходе исторических перемен классов и социальных слоев. Мн. буржуазные философы (Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше, О. Шпенглер и др.) считают С. естественным состоянием человека, осознающего одиночество, бессмысленность своего бытия. С., по Бердяеву, лежит в основе жизни личности и правит миром. Для Кьеркегора, Хайдеггера и др. экзистенциалистов «предмет страха есть ничто», Безотчетный, т. наз. метафизический ужас перед «ничто», с их т. зр., порождается «заброшенностью» и постоянной озабоченностью человека, вынужденного брать на себя ответственность за выбор решения, для к-рого якобы нет никаких рациональных оснований. Тесно связанный с эмоциями страдания, вины, стыда, презрения, С. всегда играл роль важного регулятора поведения личности (С. перед наказанием, перед властью и т. п.). Будучи закономерным порождением классового об-ва, С. как социально-психологическое явление выступает одним из рычагов сохранения отношений эксплуатации. Нередко чувство С. выдвигается даже в качестве нравственного побуждения. Религиозная мораль вменяет людям С. перед богом, перед «страшным судом», считая его наиболее надежной гарантией соблюдения ее требований.
Источник: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/ethics/fc/slovar-209-2.htm