Эффективные решения для Вас и Вашей семьи

АВТОНОМНАЯ (или малая) РЕЧЬ

АВТОНОМНАЯ (или малая) РЕЧЬ (англ. telegraphic speech) — один из ранних этапов развития детской речи, переходный к овладению речью взрослых (ЛСВыготскийАРЛурия и др.). Син. телеграфная речь.

По форме «слова» АВТОНОМНАЯ РЕЧЬ — это по большей части результат искажения детьми слов взрослых или слогов, иногда повторяемых дважды (напр., «коко» вместо «молоко», «ко но» вместо «спокойной ночи» и т. п.).

Характерными психологическими особенностями АВТОНОМНОЦ РЕЧИ являются:

1) ситуативность, влекущая за собой неустойчивость значений «слов», их неопределенность, многозначность;

2) вытекающий из первой особенности способ «обобщения» — объединение в одном слове разнородных предметов, в отличие от классификации на основе развернутой речи, отражающей общественный опыт;

3) отсутствие флексий и синтаксических отношений.

АВТОНОМНАЯ РЕЧЬ может принимать более или менее развернутые формы и сохраняться продолжительное время. Это нежелательное явление задерживает не только формирование речи (всех ее сторон), но и умственное развитие в целом. Специальная речевая работа с детьми, правильная речь окружающих взрослых, исключающая «подстраивание» под несовершенную речь ребенка, служат средством профилактики, а также коррекции (если этот этап развития речи затянулся) А. р. В случаях ее развития у близнецов рекомендуется, кроме того, их временное разъединение.