ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ (англ. mediation). О. психики в самом общем смысле слова «О.» означает включенность всех психических актов (функций, процессов) в культурный контекст жизни и деятельности индивида. (Иногда синонимично применяется слово «опосредование».) В качестве средств выступают орудия труда, утварь, знаки, слова (язык), символы, овеществленные смыслы, мифы, культура в целом. Имеются и персонифицированные посредники — медиаторы. Августин назвал Иисуса Христа Главным Медиатором между Богом и людьми. Персонифицированными посредниками, напр., между ребенком и миром, в т. ч. миром культуры, являются родители, учителя.
О. в более узком смысле состоит в том, что все психические акты взаимоопосредствуют друг друга, каждый испытывает на себе влияние других, поэтому выделение к.-л. одного из них в сколько-нибудь чистом виде представляет собой проблему для экспериментальной психологии. Применительно, напр., к памяти это означает, что она испытывает на себе не только влияние самых разнообразных внешних средств от узелка, завязанного «на память», до компьютера и шпаргалки, но и от др. психических процессов, напр. внимания, мышления, эмоций и пр. В свою очередь, память также выступает в качестве средства поведения, деятельности, протекания др. психических процессов. Т. о., перцептивный, мнемический, интеллектуальный и др. акты могут выступать либо в качестве цели, либо средства. В 1-м случае они необходимо опосредствованы, во 2-м — опосредствующи. Самое интересное и трудное для исследования, что обе формы О., так сказать, пассивная и активная, вполне совместимы одна с др. во времени. Их относительно раздельное изучение возможно лишь в перспективе развития психических процессов. См. также ЗНАКОВОЕ ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ. (В. П. Зинченко.)