Эффективные решения для Вас и Вашей семьи

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (англ. levels of human mental development) — принцип рассмотрения развития психики в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся ступеней (стадий, периодов). В стадиальных концепциях этого типа смена стадий полагается имеющей в основании некоторый устойчивый признак (или отношение признаков). В зависимости от своих теоретических установок сторонники П. п. р. подразделяют процесс психического развития на большее или меньшее число стадий. Так, сторонник биогенетического закона амер. психолог СХолл считал, что онтогенез психики в целом повторяет ее филогенез, и выделял стадии младенчества, дошкольного детства, среднего детства, предподросткового возраста и отрочества, соответствующие животной стадии развития психики, дикости, варварству, началу цивилизации, эпохе романтизма. У ЖПиаже основой периодизации является характеристика интеллекта (напр., стадия сенсомоторного интеллекта, стадия дооперационального мышления, стадия конкретных операций, стадия формальных операций и т. д.); у ЗФрейда — объект либидо (оральная стадияанальная стадия, фаллическая, латентная и генитальная стадии); у ЭЭриксона — личностная целостность, выражающая отношение центральной задачи возраста и средств и способов ее разрешения (стадии инкорпорации, автономности и т. д., всего 8 стадий, охватывающих весь цикл жизни). См. ВОЗРАСТ.

ППБлонский в качестве критерия П. п. р. использовал косвенный признак — дентицию (появление и смену зубов) и выделял беззубое, молочнозубое и постояннозубое детство.

Основы собственно П. п. р. в отечественной психологии заложил ЛСВыготский: для него критерием были центральные (основные) психологические новообразования, характерные для каждой стадии; кроме того, стадия характеризуется устойчивой адекватной возрасту социальной ситуацией развития. Выделяются след. этапы развития: младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный, подростковый, юношеский. Стабильные (литические) возрасты разделены кризисными (см. КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ), в которые происходит смена социальной ситуации развития.

ДБЭльконин развил эти положения, обосновав свою П. п. р. сменой ведущих типов деятельности (см. ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) и выделив разные по содержанию стадии — эпохи, фазы, периоды. Выделены 2 типа фаз возрастного развития — фазы освоения мотивационной стороны человеческой активности и фазы овладения операционально-технической стороной деятельности. В соответствии с этим дошкольный возраст (возраст овладения смыслами человеческой деятельности в игре) и младший школьный возраст (когда происходит овладение средствами мыслительной деятельности в учебной деятельности) составляют 2 фазы единой эпохи — детства.

В рамках культурно-исторической теории существуют и др., менее известные, периодизации. Они базируются на периодизации Выготского и отличаются от нее и друг друга признаком, лежащим в основе различения стадий. Так, А. В. Петровский указывает на характеристики «значимого другого», рассматривая в качестве основного признак референтности.

П. п. р. преимущественно относятся к психическому развитию в детстве, поскольку достижение зрелости требует «проживания» общих для всех индивидуальных случаев стадий развития; в зрелом возрасте развитие может осуществляться по индивидуальным траекториям, а потому создание единой периодизации представляется спорным. Многочисленность и разнообразие предложенных П. п. р. закономерно отражают многомерность самого процесса развития. (К. Н. Поливанова.)